Татьяна Семендяева: «Все дело в шляпе!»

 

 

О счастливых и успешных людях говорят: «Он родился в рубашке». А о Татьяне Семендяевой, наверное, можно сказать, что она родилась в шляпе. Это символ ее успеха, ее призвание и бизнес. Она – одна из самых известных в мире модельеров по головных уборам, а в России – ей нет равных. Сегодня знаменитый дизайнер и генеральный директор компании «Гримуар» - гость журнала «Профи».

 

- Головные уборы от Татьяны Семендяевой и компании «Гримуар» получили всемирную известность. А какая была судьба у ваших первых моделей?

 

- Когда мы начинали свой бизнес, нашей целью было создать то, чего ещё нет. Мы изучали рынок, торгуя разными видами товара: одеждой, обувью. И поняли, что есть ниша – головные уборы.

 

Но я выбрала путь, скажет так, наибольшего сопротивления. Решила создать свою модель, которая будет теплой, удобной, элегантной, красивой и модной. Начала с похода в Ленинскую библиотеку, с изучения всей литературы, какая там только есть, о шляпах. Ее, кстати, не так уж и много. Посетила многие фабрики России, Украины и за рубежом. И только потом начала делать первые образцы. Сырье заказывали на чешской фабрике «Тонак», которая поставляет материал для шляп уже больше 200 лет. Это пуховой велюр самого высокого качества. Мы и сейчас с ним работаем.

 

Мы делали поначалу совсем немного шляп, но все они стали моментально востребованы. Потихоньку стали наращивать объемы. Знаете, как это бывает? Создали что-то очень хорошее, интересное, и всем понравилось. Появился спрос, захотели ещё и ещё.

 

В связи с этим и стала возникать необходимость создания специального оборудования для производства шляп, аналогов которому нет.

 

Сейчас наша компания делает шляпы от элитных моделей до обычных, рассчитанных на массовый спрос, но все равно они необычные.

 

И вот уже с фабрики «Тонак», где мы брали материал для своих первых моделей, едут к нам – консультироваться. В прошлом году приезжал генеральный директор, так вот он сказал: «Вы знаете, Татьяна Николаевна, в Японии, например, ещё только разрабатывают то, что вы уже делаете здесь пять лет. Откройте секрет, подскажите, мы тоже хотим делать сложные модели».

 

- В чем же секрет популярности ваших шляп?

 

- В том, что я все время придумываю что-то новое. И наш клиент нас именно поэтому и любит, что мы все время идем на шаг вперед. И у нас огромная цветовая гамма. Мы применяем более 86 цветов велюра, причем разного вида обработки велюра. Поэтому и любят наши шляпки. Потому что они качественные и делают женщину элегантной и красивой, завершая ее неповторимый образ.

 

- Шляпки, которые носят в России и за рубежом, сильно отличаются?

 

- На Западе для женщины шляпка в основном – это аксессуар, который моден и красив. Она более тонкая, облегченная. А наша шляпка должна ещё и согревать. Кроме того, наша женщина умеет быть красивой с самого утра, для нее все важно: и хорошая прическа, и красивое пальто, и шляпа.

 

- Кто является основным заказчиком шляп от Татьяны Семендяевой?

 

Можно сказать просто – все женщины, которые любят шляпы. Неважно, насколько они состоятельны, ведь мы делаем модели для всех категорий населения. И для богатых, и для тех, у кого скромных достаток. Кстати, и для мужчин тоже.

 

Тут надо учесть такой момент. Существует 12 типов лица, для каждого из которых необходимо иметь минимум 20 моделей шляп. Это не я придумала, это статистика: чтобы женщине выбрать шляпку, ей нужно примерить 20 шляп, тогда она точно выбирает одну. Так вот, мною созданы головные уборы в среднем по 20 моделей на каждый тип лица.

 

- Но среди ваших клиентов есть, безусловно, и особые заказчики? Кто они, если не секрет?

 

- Известных клиентов много. Это супруги и губернаторов, и президентов. Много шляп делаем для актеров. Все киностудии отшиваются у нас. Вот вышел сейчас очень красочный фильм «Адмирал», там все головные уборы – наши. Выйдут «Мушкетеры, 20 лет спустя» или как его назовут, пока не знаю, - наши головные уборы. Также делаем много разных шляп для театров: «Сатирикона», Малого театра и т.д.

 

Есть у нас, конечно, и VIP-клиенты. Такие, которые к каждому сезону берут минимум 2-3 шляпы. Я могу назвать одну клиентку, жену известного бизнесмена, у которой коллекция из более 50 моих шляп. В таких случаях я ещё участвую в координации одежды. Скажем, добавляю какую-то вышивку на пальто, чтобы она сочеталась с головным убором. Шляпы украшаю бисером или стразами, добавляю заколки, булавки, кружева. Получается очень красиво.

 

- А что все-таки диктует моду в одежде – платья, костюмы, шляпы или обувь?

 

- Все вместе. На женщине одежда никогда не будет законченным образом, если на ней не будет аксессуаров, если нет подходящего шарфика, перчаток, сумки, обуви и шляпки. Я все время слежу, что сейчас в моде и что будет можно завтра. Посещаю международные выставки, чаще всего – в Милане. Смотрю, какие новые направления появились не столько в одежде, сколько в обуви. Потому что детали на обуви или, например, на сумках очень хорошо повторяются на шляпке.

 

 - Не секрет, что вы уже давно и успешно сотрудничаете с Вячеславом Зайцевым. Как сложился этот творческий альянс?

 

- В 2005 году мы участвовали в международном фестивале моды «Бархатные сезоны» в Сочи. Там мы получили награду «Лучшие головные уборы России». После этого конкурса я получила предложение от Вячеслава Михайловича Зайцева – создать коллекцию для подиума на Неделе моды в Москве. Мы уже дружили с Вячеславом Михайловичем, знали друг друга, но совместной работы у нас ещё не было. Он меня заметил еще по международной выставке «Шапо», присматривался, как он потом сказал. Увидел, что мои модели выделяются на фоне других производителей. И сделал предложение поработать вместе. С первой минуты моя работа с Зайцевым получалась легко и просто, скажем так, взахлеб, в удовольствие и радость.

 

- Но это, наверное, непросто. Ведь вы оба – поэты в своем деле, и у каждого свое видение образа.

 

- Знаете, с Вячеславом Михайловичем мы легко и быстро поняли друг друга. Он меня вдохновил, смог преподнести и объяснить, что он хочет сказать этой коллекцией, и я прониклась его идеями. Время у нас было ограничено, оставалось всего 10 дней. А нужно было сделать 42 головных убора. Примерки у нас как таковой, в принципе, не было. Поэтому ни на одном экзамене за всю свою жизнь я так не переживала, как на этом показе.

 

Помню, он одевает манекенщицу, а за головным убором подходят ко мне. Я узнаю одежду по эскизу, достаю головной убор – и видим, что это в точку. Все шляпки оказались попаданием «в десятку».

 

Но особенно запомнился такой эпизод. Демонстрировалось пальто из потрясающе красивой ткани с аппликацией и вышивкой. Какая будет вышивка, я не знала. Мне только сказали – никаких кружев, ничего такого, только фетр. И я придумала шляпу в виде знака инь-янь с большим длинным пером. Представьте мое потрясение, когда манекенщица подходит ко мне в этом пальто, я одеваю ей шляпу, потом поворачиваю посмотреть, как смотрится со спины, и вдруг я вижу на спине вышивку – инь-янь – просто полное повторение, что и на головном уборе.

 

Мы с Вячеславом Михайловичем посмотрели и восхитились единению наших мыслей. Знаете, встретить гениального человека в своей жизни – это подарок судьбы, а работать в творческом слиянии – большой дар. Я с трепетом и любовью дорожу дружбой с Вячеславом Зайцевым.

 

- Последний парижский показ Вячеслава Зайцева очень хорошо был принят публикой. Сам Пьер Карден высоко оценил и модели Зайцева, и ваши модели в том числе.

 

- Пьер Карден пригласил Вячеслава Михайловича на 70-летие. Мы, конечно, поехали. Но получилось так, что с Пьером Карденом я успела познакомиться ещё до показа. Я вышла встретить друга, который живет в Париже уже давно. Мы знакомы ещё по Бердянску, где я с ним в свое время играла в народном театре. С тех пор тесно дружим, и я пригласила его, чтобы он тоже посмотрел показ Вячеслава Михайловича. Я шла по лестнице встретить его, а встретила Пьера Кардена. Тут как раз и мой друг подошел. Он прекрасно владеет французским языком и представил меня Пьеру Кардену. Я спросила, есть ли у него шляпный дизайнер. Оказалось, нет, потому что, он говорит, это завершение образа, великое мастерство, таких мастеров единицы.

 

После этих его слов я заволновалась. Ведь предстоял показ – как такой великий мастер оценит мои шляпы?

 

Мы оба сидели в первом ряду, и я тайком наблюдала за его реакцией. Когда пошли девочки в моих головных уборах, он оживился, было видно, что ему это доставило удовольствие. Он заулыбался и жестом руки мне показал – «супер»!

 

Для меня это была просто несоизмеримая награда. А после показа он подошел ко мне, взял меня за руку и взахлеб начал говорить переводчице, как ему все понравилось, что он ничего подобного не видел. Это большая похвала великого модельера!

 

- Вы всегда сами разрабатываете свои коллекции?

- Обычно – да. Но в последнее время все больше и больше мне помогает мой сын. Он также дизайнер, хороший художник. И если речь заходит о молодежном стиле, то он – моя правая рука.

 

- Ну, а если кто-то захочет заказать эксклюзив?

 

- Тогда нужно непосредственно прийти в наш главный московский офис, на фабрику, и я буду с этим клиентом работать индивидуально.

 

- Сами вы носите шляпы?

 

- Куда бы я ни поехала, конечно, я хожу в шляпах. Как вы думаете, сколько у меня их? Каждый раз на поездку я выбираю определенную шляпу. Не помню случая, чтобы я прошла, и на меня не обратили внимания. Из-за шляпы, конечно. Со мной из-за этого даже порой хотят сфотографироваться. В гостиницах мне говорят «мадам», передо мной как бы преклоняются.

 

Вообще у меня какой-то нюх на шляпы. Приехали, помню, в Австрию, захотела я поехать в Инсбрук, посмотреть город. Сели в автобус и едем. Вот и город. Меня спрашивают: выходим? А мне здесь не нравится. Едем еще минут 10-15. Мне говорят – мы сейчас уже через реку переедем, там уже город заканчивается, дальше гора. Я в ответ – ну вот через реку переедем и там выходим. Выходим… - и перед нами огромный шляпный магазин.

 

И так происходит почти в любом городе, в любой стране, где бы я ни была. Я обязательно нахожу шляпный магазин, просто иду, как на магнит. И потом узнаю, что это единственный такой магазин в городе.

 

- Говорят, что у вас есть «храм шляп». Это правда?

 

- Так клиенты называют нашу фабрику шляп. Это не мы – они назвали. Они говорят, что в таком огромном шляпном храме они никогда ещё не были. Где ещё можно померить такое количество шляп любых цветов, любых видов отделки! Когда походите по цехам, все посмотрите, померьте, вы влюбитесь и сами захотите шляпу. Я вас уверяю. Это происходит практически с каждым, кто приходит сюда.

 

- Продукция «Гримуар» поставляется во многие страны мира?

 

- На сегодняшний день наши потребители – Германия, Израиль, Америка и Польша, страны СНГ. Но основные наши покупатели, конечно же, россияне. По одной только Москве у нас более 20 дилеров. К нам, тем не менее, ежедневно поступает до 20 звонков – где купить вашу шляпку? Но сколько мы ни делаем, все время не хватает.

 

- А на Новый год, Рождество есть особые заказы?

 

- Конечно. Сейчас в моды входят корпоративные вечера, карнавалы. У нас много таких заказов и широкий ассортимент разных карнавальных шляп. Например, нас просят, чтобы женщины были в шляпках с перьями, а мужчины – в цилиндрах. Мы делаем их из облегченного материала, чтобы они не запарились в помещении. В том году мы сделали больше 10 разных коллекций карнавальных шляп.

 

 - Можно услышать ваш прогноз на следующий год? К чему готовиться модницам?

 - Сегодня одежда вообще стала яркой, женщины снимают все черное. Ведь очень долго у нас едва ли не все носили черные пальто, черные шляпы. Буквально пять лет назад мы продавали 80% черных шляп и только 20% цветных. Но сейчас зайдите, посмотрите, какая одежда в магазинах. Она яркая. Соответственно, и головные уборы под стать многоцветию.

 

В новом году станет модным голубой цвет. Белый и черный остаются модными всегда. И ещё желтый, переходящий в зелень, цвета фисташки. Это – модные цвета на следующий год.

 

По-прежнему сохраняет популярность женская ляпа мужского направления. У нее тулья как бы полумужская, а поля – женские.

 

В моде будут шляпки со средними полями. Хотя выбор головного убора – дело очень индивидуальное, по типу лица.

 

- Можно ли сказать, что в России в следующем году будут в моде шляпки от «Гримуар»?

 

- В принципе, да. Мы чувствуем и видим, что мы сами уже диктуем моду. Например, мы с Вячеславом Михайловичем создали промышленную, то есть – для всех, коллекцию, она называется «Гримуар» для Зайцева». Мы выпустили шесть моделей, которые делаем в 16 цветах. И каждая модель выпускается минимум в трех, а то и в четырех или даже пяти видах отделки. В новом году, я так думаю, она достигнет пика популярности.

 

- У вас есть чувство, что своим искусством вы делаете людей немного счастливее?

 

- На это я вам расскажу одну историю. Отдыхала я в Кубе. В отеле горничная каждый день на постели выкладывала разные фигурки – лебедей, мишек – из подушек и полотенец. У меня, как всегда, было несколько шляп, они были разложены то на торшере, то на столике, то на тумбочке. И горничной так понравились эти шляпы, что она, выкладывая свои фигурки на кровати, стала на них одевать какую-то из моих шляп и делала это очень изысканно. Мне это тоже нравилось, поэтому я ей каждый день оставляла несколько долларов. Это ее настолько вдохновило, что она стала создавать просто шедевры. Выкручивала из полотенец такие вещи – просто прелесть. И ее подвигла на это именно шляпа. Я бежала в номер каждый раз и думала, что же я сейчас увижу, какую шляпу она сегодня поставит?

 

И когда я уже уезжала, расплачивалась, мне сказали: «Вам особенное спасибо за ваши красивые шляпы».

 

Это, казалось бы, ерунда, а действительно все дело в шляпе!

 

 

 

 

20 декабря 2008 г.

К списку новостей »